пятница, 29 августа 2014 г.

Саяны. Сказочная тайга

Первый раз я попала в Саяны на реки Китой и Билюты в 2011 году с Василием Порсевым. Это была моя первая длинная экспедиция. Казалось, что Саяны место настолько дикое и отдаленное. Уровень воды  в реках мы словили такой, что было не до красот. Это был июль.
Спустя три года я решила повторить экспедицию на реки Китой и Билюты. И все оказалось совсем иначе.
Путешествие получилось из трех частей.
Первая часть
Томас Марниц спланировал экспедицию на реку Онот. В ней участвовало 16 каякеров хорошего уровня катания или хорошего уровня обносов. Меня там не было. Егор принял участие и совершил первопроход 15-ти метрового водопада на реке Онот.
В моей программе была река Жомболок, музей Тальцы и короткий треккинг на Байкале.
р. Жомболок
 На реку Жомболок посчастливилось попасть случайно, в компании иркутских каякеров. Туристы обычно делают поход на реку Жомболок и Оку, наш формат был просто катать секцию с порогами.
Порог Кульминация. Каякер: Алена Буслаева
Порог Катапульта. Каякер: Стас Пономарев
 Пороги на этой реке короткие и локальные, очень подходят для обучения, тренировки, раскатки, относительно безопасные. Весь участок проходится за пару часов.
Эта река образована в лавовых промоинах, удивительное место. Очень красивые пейзажи.
Долина Жомболока
Также внезапно, у меня выдалось пару дней сиякинга на Ангарском водохранилище. За эти пару дней я поняла, что сиякинг может радовать только при наличие сияка, иначе никак. На сияке плыть довольно быстро и интересно.
Ангарское водохранилище
В примерно 20-ти километрах от Иркутска существует музей архитектуры и быта Тальцы, о котором почему-то редко рассказывают приезжим. Это очень интересное место, там можно посмотреть традиционные бурятские жилища, водяные мельницы, охотничьи домики, остроги.
музей Тальцы
Мой путь лежал туда на сияке, 15 км туда и 15 обратно. Хороший план для выходного дня при наличие сияка.
Вторая часть
Герои вернулись с реки Онот и началась вторая часть путешествия - Китой-Билюты. После короткой пересменки в Иркутске мы уже все вместе, с частью предыдущих участников (Том, Егор, Адриан, Дэйв, Антоан, Ондрей) и частью новых (Джош, Михи, Мартин, Тоби), отправились на верховья реки Китой, прихватив с собой гитару.
Вечер перед стартом, верховья Китоя
Первое, что бросилось в галаза - очень низки уровень воды. Первый день был полон волока лодок по камням и трещин в связи с этим, воды было мало, камней много. Но благодаря такому уровню, некоторые участники проехали все пороги Китоя.
Щель в начале верхних Моткиных щек. Каякер: Егор Воскобойников
В прошлый раз мы ездили этот порог справа, теперь там были голые камни. Каяке: Алена Буслаева
Слияние Китоя и Горлык-гола
Хорошая погода нам сопутствовала, дождь шел только по ночам. В этот раз мы смотрели на  все совсем по-другому, я не помнила практически ничего с 2011 года. Насколько же долина Китоя красивое место, когда светит солнце и вода нефритового цвета. Пороги стали несложными, а пейзажи стали завораживающими.
Порог 47-ой, самый длинный и сложный порог на реке Китой, совсем недавно Томас сделал его первопроход на лодке, и сейчас немногие его ездят, исключительно по низкой воде. В этом месте все обносят вещи и лодки, именно тут один из членов нашей команды, немец Михи, смог уйти не туда идя в середине группы. Михи очень настойчивый парень, он перешел Эхе-гол, Моткин-гол, суммарно прошел 6 км, словил холодную одинокую ночевку и упершись в скалы решил вернуться. Целый день парни искали Михи везде - на суше, на воде, в ручьях, и вечером, через 24 часа, Михи нашли, с ним было все в порядке. Стоит отметить, что эти сутки шел сильный дождь.
Когда мы проснулись следующим утром после дневки "поиск Михи", мы увидели, что камни, торчащие из воды больше не торчат, а цвет воды уже мутно песчаный. И Китой предстал перед нами совсем другой рекой, "Stikine style".
Сразу отпало желание идти на Эхе-гол.
Эхе-гол
Этот день был очень интересным в плане сплава. Ничто так не бодрит, как паводок. Нам посчастливилось проехать нижние Моткины щеки в высокую воду и дальше предстоял путь на Билюты.
Пока мы дошли до верхнего каньона уровень воды упал и стал средним, сплав по такому уровню воды принес мне много удовольствия.
Переправа для лодок  через ручей
Пеший заход на верхний каньон реки Билюты - это изюминка экспедиции. Первую часть надо идти с груженой лодкой до переправы, а вторую с пустой. Очень много зависит от обвязки, если она удобная и нигде не давит, не натирает, то идти терпимо. Одному из участников за первый день обвязка натерла пояс так, что он не смог продолжить восхождение.
Переправа для  людей через ручей
По поводу сложности захода на Билюты - к примеру ребята из Иркутска делают это почти бегом, без особых напрягов, а кто-то очень страдает, каждому свое. У меня получилось зайти на верх Билютов, но плыть потом вниз было сложно.
Первый дроп. Каякер: Adrian
Третий дроп . Каякер: Алена Буслаева
 Эту часть Билютов я плыла впервые, так как в 2011 году у нас было слишком много воды для верхнего каньона. Верхний каньон очень интересный, по средней воде камней не так много и бочки еще не такие ужасные, идеально. Не смотря на усталость и отстрел, я получила огромное удовольствие от сплава.
Верхний каньон на р. Билюты. Каякер: Алена Буслаева
В зависимости от уровня воды, препятствия очень меняются. Мое мнение - верх стоит того, чтоб туда идти с лодкой, хотя бы потому что там очень красиво (если светит солнце).
После верхнего каньона продолжается хороший сплавной участок (при наличие воды), есть места где можно вылезти.
День захода на верхнюю часть Билюты очень длинный и насыщенный, далеко не у многих возникло желание прыгать водопад в этот день, но компания попалась жадная до каякинга. Из 5ти человек удачно прыгнули только двое, вечер был полон зрелищ и эмоций - Томас уехал в водопад кормой, Ондрея вырвало из лодки, Адриан сломал весло. Такие дни остаются в памяти навсегда, пожалуй.
Очень грустно было расставаться с такой компанией и заканчивать это путешествие, ведь в нем все это время была еще и гитара. Гитара всю поездку придавала нам сил и оптимизма, к примеру, в высокую воду, когда было сложно или страшно, стоило посмотреть на Егора с гитарой в герме на корме, и становилось легче, потому что у тебя хотя бы нет гитары на корме. А вечером Антуан, Дэйв или Томас играли прекрасные песни.
Егор изобрел новый валовый элемент guitara-flip.
Ондрей сделал небольшое видео со своей камеры, где звучат эти чудесные песни. Песня от Антуана, однозначно, стала гимном похода.

Onot, Kitoy, Biluti 2014 from Ondrej Pokorny on Vimeo.
Третья часть
День в Иркутске, и снова Китой-Билюты. Из предыдущих участников остались только Томас, Егор и я. Присоединились Арсений, Сергей, Макс и Василий.
Воды, такое чувство, что стало еще меньше. И после первого дня "сплава" традиционно ремонт лодок.
Ремонт лодки
С погодой снова повезло, светило солнце. Огромным плюсом поездки в Саяны в августе есть наличие ягод- голубикой объедались, и поспела брусника.
Некоторые пейзажи просто фантастические
Егор и Томас проехали снова 47-ой порог, по еще более низкой воде, мы обнесли его, никого не потеряв.
Порога 47 по низкой воде. Каякеры: Томас Марниц, Егор Воскобойников
Шли небольшие дожди, но вода так и не поднялась. Нижние Моткины щеки выглядели совсем иначе, исчезли большие бочки, появилось много камней.
Эхе-гол снова не возникло желания прыгать, уже по другой причине: если в предыдущий раз доехать  до водопада сложно было из-за бочек, то теперь из-за того что скорей всего расклинишься в камнях на заходе.
Эхе-гол
Для разнообразия на верх Билюты Егор, Василия и я решили пойти по правому берегу, задача захода усложнилась дождем.
Тропа по левому берегу больше похожа на тропу, но имеет частый набор и сброс высоты, в прошлый раз нам показалось, что она сложней. Тропа по правому берегу идет практически все время на одной высоте, но она усложнена завалами и часто теряется. Том, Арсений, Серега и Макс пошли по левому берегу и пришли на 1,5 часа раньше нас. Мы потратили время на переправу выше водопада и три раза теряли тропу, в целом устала я значительно сильней чем в прошлый раз идя по левому берегу. Пришли мы полностью мокрые и я очень замерзла.  Плыть при таких раскладах не хотелось вовсе. Воды в Билюты было значительно меньше, камни торчали везде где можно.
Я допустила все возможные ошибки, практически в каждом пороге - перевернулась на заходе, прижалась к скале, продолбала улово, заварилась в бочке, собрала головой камни в пороге, влетела в скалу на повороте, от того чтобы уйти с реки меня удерживало только, что надо тащить лодку обратно. Чудом все осталось целое. Это был не мой день.
Водопад Серега. Каякер: Егор Воскобойников
В этот раз Билюты действительно были похожи на реку из видео Томаса - голубая вода, белые камни, солнце, так и слышалась лирическая музыка. Только все это было во второй день.
6ти метровый дроп. Каяке: Алена Буслаева
Дабл-дроп. Каякер: Егор Воскобойников
р. Билюты
Крайние дни мы провели на озере Байкал, на Ольхоне. Ольхон остров со своим микроклиматом, там практически всегда солнце и вода теплее. Очень красивое место, и нам повезло попасть туда в период, когда было очень мало людей.
адидасы
Степи Ольхона
о. Ольхон
Заключение
В разное время разные места и реки мы воспринимаем очень по разному. В этот раз мне посчастливилось целых два раза за месяц съездить на Китой и Билюты. Уже не было ощущения такой отдаленности и дикости этих мест, может потому что рыбаков стало больше по всей реке. Но было это прекрасное чувство автономного путешествия, когда есть ты, лодка и все вещи для жизни у тебя в корме, нет автобуса, нет чемодана с 20 парами футболочек и 5 парами штанов, есть необходимый минимум одежды и еды, и больше и не надо. Конечно, не считая гитары. И в мыслях нет лишнего, есть река, еда, сон. Это чистота восприятия часто теряется в обычных поездках, и, мне кажется, иногда стоит ездить отдыхать в тайгу, или куда-то где нет лишних вещей.
Мне очень нравятся такие поездки еще по причине того, что ты укрепляешь свое тело и дух пешкой и выкатом, это не просто приехать к секции на машине и прокатить ее, тут надо дойти, а потом еще и выплыть. Подобные тренировки куда полезней тренажерного зала.
Экспедиция на реки Китой и Билюты это не только каякинг, и нет смысла оценивать ее как покатушки, это комплексное путешествие, состоящие из обносов, из пешки с лодкой, из порогов и водопадов, из возможности внезапного паводка и из великолепных пейзажей без домиков, дорог и линий электропередач. Можно добавить еще грибы, ягоды и рыбу.
Было классно. Спасибо Томасу Марницу за это прекрасное путешествие. Надеюсь повторим с баяном.