среда, 10 июня 2015 г.

Грузинский big volume. Второй тур.

Первый тур Two Blades в начале мая в Грузию ознаменовался прохладой, дождями и оптимальным уровнем воды. Второй тур начинался уже в середине мая, и жаркое солнце неумолимо начало топить снега. Уровень воды в реках подскочил, практически во всех, но и команда собралась сильнее и опытнее.
Традиционно вечером прогулялись по Тбилиси и сразу же отправились на Куру (Мтквари)
Ночной Тбилиси. Фото: Алена Буслаева
Сперва нам показалось, что воды больше, но присмотревшись к камням в порогах, оказалось, что меньше. По прежнему это был классный big volume катуньского типа.
Первый порог на Куре. Фото: Алена Буслаева
В Паравани вода чуть упала, что позволило нам стартовать от моста ниже плотины, но воды было все равно очень много, потому часть группы начала еще ниже, и даже там оказались пороги.
р. Паравани, от плотины. Фото: Алена Буслаева
Лично для меня это было не просто, с дороги все выглядело меньше и не так концентрировано, но стоит отметить, что все же можно было успевать уезжать и исправлять линии, вода не супер быстрая.
Спасибо Махо за видео, порог на повороте:
После Паравани мы решили проехать через перевал вдоль реки Аджарискали, план был поплавать что-то на ней. Мы рассчитывали, что там сделали дорогу, но нет - дорога оказалась очень плохой, а наверху нас встретили сугробы.
Не доехав до Хуло 15 км мы уперлись в сошедший только что сель. Дорога в объезд + 400 км по отвратительному "покрытию" обратно или ждать.
Решили ждать. На время ожидания, нас - 12 человек, пригласила семья в дом, очень гостеприимные и добрые люди, которые еще и накормили всех вкуснейшей домашней едой. Даже не знаю где еще такое встретишь.
Только к ночи следующего дня смогли сделать дорогу сверху по оползню, по которой хоть как-то можно было уехать в сторону Батуми.
Следующим пунктом сплавной программы  была река Кинтриша. В Кинтрише уровень воды чуть подрос, но на верху ничего не поменялось, а низ стал менее каменистым.
Один из верхних порогов. Райдер: Егор Воскобойников, фото: Алена Буслаева
Начали от моста у шлагбаума и доплыли до форелевого хозяйства. Об этой секции я писала в предыдущем повествовании
Последний порог сложной секции. Райдер: Томас Марниц, фото: Алена Буслаева
На р. Бжужи воды оказалось больше, не паводок, но "зеленых" участков на реке стало значительно меньше. Именно в этот день я заболела и не плавала, и именно в этот день был лучший сплав, как признались все участники. Уже известная фотография тому подтверждение
Начало порога на среднем участке Бжужи. Фото: Алена Буслаева
Всех и все спасли, все живы здоровы и счастливы.
Нижняя часть среднего участка, после каньона. Фото: Алена Буслаева
С юга мы отправились на север, в Сваниетию. По плану была река Ненскра, которая в большую воду плавается сверху, а в малую – нижний каньон. Но в нашем случае воды было столько, что даже верх ехать было опасно.  Стало понятно, что в регионе передоз.
Верх Ненскры. Фото: Алена Буслаева
По дороге осмотрели каньон Хаиши и мысли о паводках подтвердились. Еще одна печальная новость о Хаиши – к следующему году собираются строить дамбу в этом месте на р. Ингури, которая затопит и сам прорыв и село Хаиши. Так что времени для подвига все меньше.
Прорыв Хаиши. Именно то место, где Егор собирался совершать первопроход в апреле. Фото: Алена Буслаева
Наконец-то в этой поездке мне удалось побывать в Ужгули – самом высокогорном поселении Европы. Складывается впечатление, что там все как 500 лет назад, мало что поменялось - пару кафе и люди в джинсах, но все те же башни, лошади, дома, тихо, нет суеты современности.
Ужгули. Фото: Алена Буслаева
Тут берет свое начало великая река Ингури, которая, лично у меня, вызывает восхищение – огромные пороги, глубочайшие каньоны, жаль что  ее активно уничтожают плотинами.
Егор давно задумал проехать Ингури от истока, и сейчас появилась возможность это сделать, единственный нюанс – высокая вода, даже на верху. Отважных собралось трое – Егор, Томас и Guillaume Grenier - все отлично плавают. Парням удалось доехать до середины каньона и дальше пришлось покинуть реку.  Воды оказалось слишком много, падение довольно сильное.
Верховья Ингури. Фото: Pascal Kaufmann
 Так и остался этот участок не тронутым. Осенью будем пробовать еще раз.
Я же отправилась кататься верхом, моя давняя страсть.
Прогулка к леднику. Почти селфи
В этом регионе возможно было прокатить только выкаты и очень простые участки, которые в нашу воду превращались в non-stop пороги. Егор всех уверил, что верхний каньон Мулхуры ("вид со сцены") – класс 2 и там ничего нет, я бы оценила – класс 3-4 с бревнами застрявшими поперек каньона. Может потому что нас было много, может потому что узкий каньон и много воды, может новых камней насыпало, но сплав для меня был очень стрессовым. Рада, что мы закончили его успешно , не смотря на все приключения, и не поехали нижние каньоны.
Местия. Сванский дом. Фото: Алена Буслаева
Хорошее место для культурно просветительского досуга – дом-музей Михаила Хергиани, великий был человек. Местия в целом приятное место для отдыха, оказывается туда из Тбилиси летают самолеты за совсем небольшие деньги (70 лари (28 евро)).
Дом Хергиани. Так люди жили в Местии вплоть до 60-х гг. Фото: Алена Буслаева
Наш путь лежал в Нижнюю Сванетию, в долину реки Цхенескали.
Участок у нижнего моста. Никогда не видела тут такое. Фото: Алена Буслаева
Понятно было, что воды на Цхенескали столько, что даже смотреть на Лентехский каньон нет смысла. Мы доехали до выката из последнего порога Лентехского каньона, осознали масштабы и решили проехать от выката по шиверам вниз пару километров, этот участок, в среднюю воду не представляющий вообще никакого интереса, превратился в пруху из валов и бочек.
Выкат селевого порога. Фото: Алена Буслаева
Одним из самых приятных участков, стал участок на Риони. На верх мы даже не поехали, так как воды было, опять таки, аномально много. Никогда ранее мы не заезжали на Твишские каньоны, потому как это рафт-секция, где ничего нет. Но в высокую воду это хороший веселый участок с огромными структурами класс 3-4-.
Риони. Ниже Твишского каньона
Стоит отметить место очень красивое. А нам повезло еще и застать такую воду, настоящий акварпар с волнами размеров с автобус, очень классный сплав.
На этом, наша поездка подошла к концу, мы с Егором отправили всех в аэропорт, а сами еще остались на неделю в Грузии, отдохнуть и съездить на неизведанные реки.
Все фото из второй поездки в альбоме.
Отдохнуть я решила сходив в треккинг к снегам у с.Казбеги, в очередной раз убедившись, что не люблю треккинг.

Совсем недалеко от Казбеги есть интересное место - верховья Терги, мы пытались туда уже как-то заехать. Сейчас там достроили дорогу по левому берегу, можно доехать на верх на машине.
Ниже моста, верховья Терги. Фото: Алена Буслаева
Река хорошая, кавказского типа non stop,у нас было очень много воды, осенью будет, думаю, хороший уровень.
Верховья Терги. Фото: Алена Буслаева
Долина очень красивая, стоит посетить это место, даже без лодок.
По возвращению в Тбилиси грузинские каякеры любезно пригласили нас поплавать по Храми, как я поняла, секцию ниже верхних каньонов. Дорога там плохая. Секция – хороший учебный полигон, очень напоминает Южный Буг.
Оставалось совсем не много времени, и мы решили потратить его на разведку новых рек.
В надежде поймать воду, так как вроде бы и снега было много и дождей, мы отправились  на Инстру.  Но, оказывается, там снега почти не было, и воды тоже.
Верхний водопад р. Инстра. Фото: Алена Буслаева
Мы дошли посмотреть на водопады - 2 водопада (верхний около 20м, нижний около 11 м) и пару порогов пул дроп. В высокую воду этот участок ездили англичане, смотрится круто. Сходим еще раз сюда в апреле 2016.
Второй водопад р. Инстра. Фото: Алена Буслаева
От тверских ребят Егор слышал о реке Габазиули, она была недалеко от нас, грех было не глянуть. Снизу воды было мало, но плыть можно. Решили поехать посмотреть на самый верх в с. Зоти.  Верхний каньон посмотреть с дороги нельзя. Дорога уходит далеко от реки серпантином через гору и подходит к воде  уже перед вторым каньоном в деревне.  Пока мы ходили смотрели не встретили ни одну машину проезжающую мимо. Решили что Егор совершит first descent solo, а я перегоню машину, так как в этом месте добраться из take-out до put-in – хороший треккинг на несколько часов в одну сторону. В очередной раз я порадовалась, что мы забрали от туда машину, когда начался ливень с градом и дорога превратилась в реку. Я успела доехать до безопасного участка до начала потопа. Цвет воды в реке моментально стал рыжим, но уровень поднялся не сильно. Страшно было что вот-вот начнут сходить сели, в Грузии это частое явление.
Гроза
Егор оценил секцию в класс 4-5, характер пул-дроп, несколько обносов.  Верхний каньон Егор плыл один чуть больше часа, просмотр возможен только с реки,  нижний совсем короткий – 1 км и почти все видно с дороги на Бахмаро. Простая секция от моста (поворот на Бахмаро) до села Набеглави. На ней есть много хороший мест для стоянки.
Верхний каньон. Посмотреть с дороги его можно только так. Фото: Алена Буслаева
Если вы приезжаете на Габазиули и воды в реке кажется мало, надо ехать на верхние каньоны, а если много – на нижнюю секцию. Жаль только и на этой реке собираются строить плотину. Похоже, правительство Грузии решило основательно застроить все плотинами.
Напоследок мы решили заехать на, так полюбившуюся, Бжужи. Какая все таки классная река. Воды оказалось уже маловато, даже меньше чем первый раз, но плыть все равно можно и пока еще интересно. Проплыли от плотины до впадения второго притока справа после каньона.  Отличная секция.
А на море мы встретили кировских мотоциклистов и семью Скляр из Екатеринбурга, которые ехали 5 дней на машине только до границы с Грузией, и это с маленьким ребенком. Прекрасно провели крайний вечер в кругу друзей.
Кировские байкеры осваивают новые снаряды. Фото: Алена Буслаева
Видимо так не хотелось уезжать, что на границе с Турцией, я провела 5 часов, пока Егора развернули из-за доверенности на машину на русском языке. Все сложилось удачно и мы таки отправились пересекать Турцию.
Заценили канал на Фиртине, в Турции. В реке явно очень много воды, заходная часть канала прямое тому доказательство. Сейчас это полигон для сильных духом и бублистов. Но в целом, канал выглядит круто, пока бесплатный, можно ездить. Фото: Алена Буслаева